МБОУ "Гальбштадтская СОШ"
с.Гальбштадт, Немецкий национальный район, Алтайский край
  • Информационная безопасность

            В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
      Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
      Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    1. целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    2. конфиденциальность информации;
    3. доступность информации для всех авторизованных пользователей

    Интернет, в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его опасности, в том числе физической.

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Интернет-зависимость. У детей такая зависимость случается из-за чрезмерного увлечения играми. Особенно это касается игр с многопользовательской аудиторией, где игроки общаются друг с другом, взаимодействуют по ходу сюжета. Бить тревогу стоит, когда игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает отказываться от еды, отказывается учиться, играет по ночам, проявляет агрессию, если запретить играть. Выйти из интернет зависимости детям сложно, поэтому, чем раньше она будет выявлена, тем меньше вреда нанесет.
    • Кибербуллинг и троллинг. В сети массово встречаются агрессивные пользователи, которые выводят на эмоции оппонентов. Адекватно ответить и постоять за себя сможет не каждый. В чем опасность троллинга в интернете? Издевательства, запугивания, насмешки, упреки сильно влияют на поведение ребенка. Он становится замкнутым, раздраженным, теряет веру в себя и свои таланты. Внутренние переживания отражаются и на учебе. 
    • Сайты с вирусами (фишинг, майнеры). Вредоносный вирус причиняет вред технике, замедляет работу и снижает общую производительность. Кроме того, на компьютеры интернет-пользователей могут попасть вирусы-майнеры, которые будут тратить ресурсы устройства на добычу криптовалюты. Также в сети есть множество фишинговых сайтов, с помощью которых мошенники воруют персональные данные пользователей: номера банковских карт, паспортные данные и т.д. 
    • Пропаганда терроризма, нацизма, агрессии. Подростками очень легко манипулировать, чем и пользуются злоумышленники. В сети можно встретить сайты, где открыто призывают к тем, или иным видам насилия. Кроме призывов, размещаются видео ролики со сценами жестокости и убийствами. Такой контент шокирует и наносит психологическую травму ребенку, которая может в последствии повлиять на его здоровье.
    • Нецензурная лексика, непристойности, грубость. В интернете практически нет цензуры, поэтому общаясь на разных форумах и в соцсетях, дети видят маты, пошлые шутки, грубое обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.
    • Алкоголь, наркотики, табак. Распространители запрещенных веществ постоянно ищут новых клиентов. Они рассказывают, какие замечательные ощущения получишь от употребления наркотиков или алкоголя, завлекая наивных подростков. Втираются в доверие и в случае возникновения проблем в жизни, всегда придут на помощь с отличным «средством» от любой беды. Ресурсы, на которых промышляют такие деятели, постоянно блокируются Роскомнадзором, но при этом их не становится меньше.
    • Сайты категории 18+. На порносайт можно попасть случайно, нажав ничем не примечательную ссылку или всплывающую картинку. Конечно, рано или поздно с взрослой стороной жизни столкнется каждый ребенок, но все же не зря этой теме дали возрастной ценз от 18 лет. Это значит, что знакомство с эротикой и порнографией нужно отложить до подходящего момента.
    • Лотереи, казино, тотализаторы. На многих сайтах встречается реклама онлайн-казино. Она привлекает яркой картинкой, на что и обращает внимание ребенок. Большинство таких казино только выманивают деньги, обещая гарантированный огромный выигрыш. Но на самом деле мошенники узнают данные банковских карт, электронных кошельков, взламывают их и снимают средства. С этой же целью «раздают» бесплатные лотерейные билеты. Ребенок должен понимать, что без разрешения родителей играть на деньги в интернете категорически запрещено, как и вводить данные банковских карт на подозрительных сайтах.
    • Педофилы. Также стараются сначала подружиться с ребенком, показать, что они на одной волне. Педофил постепенно выуживает необходимую информацию: школа, класс, адрес. Причем он не обязательно будет лично встречаться с ребенком. Он может просить прислать фото или видео интимного характера. Представляясь работником модельного агентства завладеть заветной фотографией не сложно, ведь каждая третья девочка мечтает стать моделью. Получив одно фото, преступник начнет шантажировать ребенка и просить новые. Пугая тем, что покажет полученные фотографии одноклассникам или родителям, педофил получает то, что требует.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    8 – 10 лет

    • Обсудите с детьми, что им интересно в интернете.
    • Расскажите детям об опасностях, скрывающихся в интернете.
    • Объясните детям, как правильно общаться с друзьями в интернете.
    • Проводите время в интернете совместно с детьми или ограничьте им доступ только набором одобренных сайтов.
    • Попросите ребенка использовать тот же адрес электронной почты, который используете вы сами, или специальный адрес, к которому у вас есть доступ.

    11 – 13 лет

    • Не размещайте устройства, подключенные к интернету, в детских комнатах.
    • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
    • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
    • Контролируйте все устройства с доступом в интернет: сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
    • Научите детей общаться с незнакомцами в интернете.
    • Проверяйте историю браузера, чтобы отслеживать поведение детей в интернете.
    • Поощряйте посещение детьми соответствующих возрасту сайтов, таких как TweenLand, ClubPenguin и прочих.

    14 – 18 лет

    • Составьте список правил использования интернета для вашего дома.
    • Ознакомьтесь с приложениями для обмена сообщениями, которые используют ваш ребенок.
    • Обсуждайте с подростками друзей, с которыми они познакомились в интернете, и говорите об их действиях в сети.
    • Научите подростков не разглашать личную информацию.
    • Расскажите подросткам о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
    • Расскажите подросткам о законах об авторском праве и ответственном поведении в интернете.
    • Выборочно проверяйте историю браузера, чтобы узнать, какие сайты посещал подросток.

           Министерством образования и науки Алтайского края совместно с КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им О.Р. Львова», ГУ МВД России по Алтайскому краю в рамках реализации программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» разработаны видеоролики для родителей и обучающихся:

    А также буклеты и памятки:

    Педагогам

    1.  Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    3. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    4. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Настаивайте на посещении проверенных сайтов.
    5. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    6. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    7. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    8. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Безопасный Интернет детям

    Урок, посвященный проблемам кибербезопасности, провели сотрудники МВД России в одной из столичных школ. К ребятам пришли в гости официальный представитель МВД России Ирина Волк, сотрудники УОС МВД России и Управления "К". Так был дан старт всероссийской профилактической акции для детей «Безопасный Интернет детям».

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах: методические рекомендации, презентации, в т.ч. анимированные, программы для тестирования знаний по интернет-безопасности, видеоуроки.

    Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.

    Методические материалы по вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных в сети «Интернет»

    Методические материалы  представлены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и включают в себя: социальные ролики, уроки безопасности и медиауроки,  правила и памятки, информационные буклеты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie